• 15:45 – Новые планы украинских информационных диверсантов 
  • 16:12 – По ту сторону: Не славный год, или слуга трех господ Зеленский 
  • 08:28 – Украинские пограничники в Харьковской области за взятки пропускают граждан в Россию – источник 
  • 15:13 – Заявление полномочного представителя ЛНР на Минских переговорах Владислава Дейнего 

Вера Инбер – голос блокадного Ленинграда

В 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне нельзя не вспомнить советскую поэтессу, журналиста, публициста Веру Инбер, на долю которой выпало тяжелое испытание – жизнь в блокадном Ленинграде. Этот период оставил неизгладимый след в ее биографии и творчестве.
10 июля со дня рождения Веры Михайловны исполнилось 130 лет,  эта дата не забыта луганчанами. Накануне сотрудники Луганской республиканской универсальной научной библиотеки (ЛРУНБ) имени М. Горького провели встречу-дискуссию под названием «Самое имя мое», чтобы вспомнить творчество замечательной поэтессы. Модератором мероприятия выступил заведующий Русским центром ЛРУНБ имени Максима Горького Сергей Прасолов. В литературном вечере участвовали литераторы, искусствоведы и любители поэзии.
Во время обсуждения они  попытались раскрыть личность поэтессы через призму ее творчества и тех событий, которые могли оказать влияние на ее жизнь и литературную деятельность.
Вера Инберг приехала в Ленинград последним поездом перед началом блокады вместе со своим мужем врачом Ильей Страшуном. Конечно, они и не подозревали, что окажутся в ловушке. Вместе супруги пережили это трагичное время от начала до конца. 
Героическая стойкость ленинградцев – основная тема стихов и прозы Веры Инбер военных лет. Блокадный Ленинград запечатлен в стихах «Трамвай идет на фронт», «Заботливая женская рука», «На врага» и других. Основными ее работами того времени стали поэма «Пулковский меридиан» и ленинградский дневник «Почти три года», за которые она получила Сталинскую премию. Преступления нацистов побудили Веру Инбер писать рассказы о страданиях евреев, в которых она обличала антисемитов и погромщиков. Вера Михайловна принимала участие в составлении «Черной книги», рассказывавшей о зверствах фашистов, написала очерк о расправе над евреями Одессы.
В дневнике Веры Инбер «Почти три года» мало размышлений или оценок, это почти сводка: перечень событий, свидетельницей которых она стала, – налеты, бомбежки, описание поездок на фронт, бытовые мелочи, описание своей работы, творческих планов, фронтовые сводки. Сегодня по прошествии многих лет его все также невозможно читать без слез.
Среди записей такие:
«27 января 1942. Сегодня Мишеньке (внук поэтессы) исполнился год».
«19 февраля 1942. Получила письмо дочери, отправленное еще в декабре, из которого узнала о смерти внука, не дожившего до года. Переложила погремушку, напоминающую о внуке, в письменный стол».
«12 февраля 1942. Вид города ужасен. Встретила шесть или семь мертвецов на салазках. (В «Слове о полку Игореве» есть «смертные сани». А у нас салазки. Два или три были в гробах… Город без птиц, хотя сегодня на Неве какие-то три птицы, не то вороны, не то галки, прыгали по льду, пили воду. Раннее, раннее предчувствие весны». 
«28 декабря 1943. И. Д. ушел в город по делам до вечера, и это очень волнует меня. Мы повздорили перед уходом и не простились. А в Ленинграде нельзя расставаться, не прощаясь».
Несмотря на трудности, поэтесса постоянно работала, не позволяя себе отдыхать. Писала для газеты «Ленинградская правда», выступала по радио, на заводах, в школах, в воинских частях, на линии фронта, на кораблях. 16 сентября 1942 года Вера Инбер вспоминала в своем дневнике: «От имени всего цеха мальчик поблагодарил меня. Я спросила его: любит ли он стихи? Он помолчал, потом ответил: «Так ведь это же не стихи. Это правда…».
В поэме «Пулковский меридиан» Вера Михайловна передает трагизм блокадной жизни и личную скорбь о своем маленьком внуке, погибшем в эвакуации, это выражение скорби о всех маленьких ленинградцах, не переживших блокаду. О том, как пришло название поэмы, Вера Инбер писала: «Это необычайная удача, что Пулковский меридиан проходит через Ботанический сад (поэтесса жила напротив него во время блокады). Я-то ведь не знала этого. Узнала случайно от Успенского. А для меня это страшно важно... Я пришла бы, конечно, к меридиану, но кружным путем, а тут – прямой».
Пережив блокаду, Вера Инбер продолжает работать в освоенных ею жанрах. Она публиковала путевые очерки  стихотворные сборники и книги для детей. Книга «Как я была маленькая» (1954) стала классикой советской детской литературы. Много выступала со своими стихами на фабриках, заводах, перед бойцами на фронте. Она пересекала Ладожское озеро, летала в Москву, в другие города. Ее везде принимали очень тепло – она была вестником блокадного города.
«Блокадные» произведения Веры Инбер являют собой удивительный пример мужества и стойкости людей, которые в тяжелейших условиях оставались верны своему долгу и призванию. Проходят годы и десятилетия, но нас по-прежнему до глубины души волнует проза и поэзия блокадного Ленинграда, рассказывающие о пережитом точнее и полнее самых скрупулезных исторических хроник.
Пока память об этих страшных днях живет в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства и передается потомкам – такого не повторится! Вот краткие, но ёмкие строчки о блокаде Ленинграда Веры Инбер – это гимн Великому Городу и одновременно реквием ушедшим:
Слава и тебе, Великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.
Альбина Хазиева

"Жизнь Луганска": https://lifelug.su/novosti/lnr/4652-vera-inber-golos-blokadnogo-leningrada.html
Оставить комментарий
Последние новости
Мы в соцсетях